Наука и технологии

Тайны древних гончаров

Тайны древних гончаров


 

Доктор физико-математических наук и руководитель группы изучения внегалактических систем Специальной астрофизической обсерватории РАН, которая находится в горах Карачаево-Черкесии, Николай Тихонов увлекся реконструкцией истории. Причем свои усилия ученый сосредоточил на разгадке тайн гончарного искусства алан, которые жили здесь в VIII-X веках. 

— Эти места богаты самыми разнообразными древностями.

Тут находят не только металлические предметы вооружения и украшения, но и многочисленные предметы быта, в том числе уникальную керамику аланов, — поясняет Тихонов. 

Гончарное производство аланских ремесленников несет в себе ряд специфических признаков: их миски, кувшины и чарки имеют в изломе серый цвет, а снаружи — ярко-черный лощеный. Как показали опыты, такая чернолощеная посуда обладает рядом полезных свойств: помещенная туда пища не подгорает, молоко довольно долго сохраняется, да и сами чарки внешне выгодно отличаются от посуды другого цвета. 

— Проще говоря, чернолощеная керамика, в отличие от красной, более легка и прочна, не пропускает жидкость. Способ изготовления подобных керамических изделий держался мастерами-аланами в строжайшей тайне, а созданная ими посуда пользовалась большой популярностью среди народов Причерноморья. Свои секреты древние аланы надежно сохранили, унеся с собой в могилу истории, — продолжает Николай Александрович. 

В чем же секрет цвета аланской посуды? И здесь на помощь исследователю пришли познания из фундаментальной науки. Дело в том, поясняет ученый, что глина содержит большое количество железа, и когда происходит обжиг сосуда в кислородной среде, то частицы железа окисляются и керамика становится красного цвета. А вот если обжиг проводить в специальных условиях и без подачи кислорода, то керамика получается черной, как воронье крыло. 

Кроме того, существует еще несколько нюансов изготовления чернолощеной керамики. Перед обжигом поверхность подсушенных изделий заглаживали и обрабатывали специальным инструментом — лощилом, которым может быть даже гладкий камушек. Затем кувшин или чарка обжигались в коптящем пламени без доступа кислорода (дымления). После этого изделия мыли и покрывали растопленным пчелиным воском, служившим окончательной пропиткой и придававшим "финишный" блеск. 

— Вначале гончарного круга не было, и первые горшки, чашки, чарки, стаканы и прочая посуда делались на шлифовальном круге для полировки зеркал телескопа САО РАН. Позже в рамках проекта "Местная вселенная" были приобретены соответствующие инструменты, и мы начали уже обучать детей из астрономического поселка Нижний Архыз тайнам изготовления аутентичных изделий из чернолощеной керамики, — рассказывает 69-летний доктор физико-математических наук. 

А еще в археологическом музее при обсерватории САО РАН ученые изготовили копии костюмов жителей аланского царства. Парадное одеяние сшили из китайского шелка, а женскую и детскую одежду — изо льна. Крой и рисунки орнаментов взяли из летописей. 

Кстати 

В ходе раскопок погребений археологи установили, что в эпоху раннего Средневековья в загробный мир аланы провожали своих соплеменников с набором предметов, который на 92 процента состоял из кувшинов различных форм и размеров, а также кружек и чарочек. А вот в поселениях состав найденной керамики был иной: кухонная — 77 процентов, тарная — 20, столовая — 3. 

источник

МИР ВОКРУГ на GOOGLE PLAY

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s