Наука и технологии

На Болгарском городище нашли мастерскую по обработке янтаря

image

Институт археологии РАН

Ученые из Института археологии РАН обнаружили на Болгарском городище мастерскую по обработке янтаря. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1, мастерская существовала в конце XIII–начале XIV века, когда город находился под властью Золотой Орды, и, возможно, здесь работали выходцы с Руси.

Поселения булгарских племен существовали на месте Болгара в конце IX–начале X веков. Город Болгар впервые упоминает арабский географ аль-Балхи в 920 году. Позднее город становится столицей Волжской Булгарии. Это был крупный ремесленный и торговый центр. Местные ремесленники делали ювелирные изделия, оружие, выделывали кожи. После завоевания государства монголами в 1220-х-1240-х годах и до основания столицы Золотой Орды Сарая, в Болгаре находилась ставка Бату-хана. В конце XIII-начале XIV века город переживал период расцвета. Здесь были построены Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи вокруг которых располагались ремесленные и торговые кварталы. В 1361 году город был сожжен во время ордынских междуусобиц. Позднее он возродился, но в 1431 году был разрушен окончательно.

Археологические работы на Болгарском городище велись с конца XIX века, но систематические раскопки стали проводить с 1938 года. В 1989-1990 годах экспедиция Института археологии РАН обнаружила рядом с Соборной мечетью остатки базара середины XIV века. Во время последующих работ, которые проводились здесь с 2011 года, выяснилось, что здание базара было построено в ремесленном квартале города. Здесь находились усадьбы ювелиров, стеклодувов, мастеров, работавших с костью и рогом. В 2018 году ученые под руководством Дениса Бадеева нашли в одном из домов около 700 граммов янтаря-сырца, заготовки и изделия из янтаря и инструменты, с помощью которых их делали. В том числе исследователи обнаружили бусы, подвески и вставки из янтаря. Все это указывает на то, что в усадьбе располагалась мастерская по обработке янтаря. Золотоордынские монеты второй половины XIII века и отсутствие монет Узбек-хана, который правил с 1313 года, позволили датировать находку концом XIII–началом XIV века.

 

Участки раскопа Институт археологии РАН

Пока ученые не могут сказать, откуда в Болгар привозили янтарь-сырец. Это могла быть Прибалтика или Приднепровье. Определить место происхождения поможет рентгенофлуоресцентная спектрометрия, с помощью которой ученые планируют определить химический состав янтаря. А по входящим в него примесям можно будет выявить и место его происхождения.

 

Изделия и заготовки из янтаря, найденные на территории мастерской Институт археологии РАН

Кроме того исследователи предположили, что в мастерской работали выходцы с Руси. Археологи обнаружили здесь красноглиняные и белоглиняные горшки, которые изготавливали на Руси, причем на одном из них была процарапана буква «А», а также нательные кресты и свиные кости (местные жители исповедовали ислам и свинину не ели). «Пока не очень понятно, была ли вся „русская керамика“ привозной. Возле Болгара есть только красножгущиеся глины, и, если красноглиняную керамику могли изготавливать где-то недалеко, то керамика из белой глины, видимо, была привозная. Получается, что горшки везли откуда-то с Руси, например, из-под Твери. Зачем? Это же не амфоры, в которых могли перевозить вино, оливковое масло. Что могли перевозить в горшках, сейчас трудно предположить. Возможно, они «пришли» в Болгар вместе с русскими мастерами по обработке янтаря», — говорит Бадеев.

Раскопки помогли определить и тип застройки города. Его населяли разные народы, но они могли жить в одном районе, а не разделяться по религиозной или этнической принадлежности. К такому выводу археологи пришли изучив усадьбы рядом с мастерской. С одной стороны жили выходцы из Закавказья, на что указывала печь-тандыр, с другой — вероятно выходцы с Нижнего Поволжья, которые делали украшения из стекла. «Мы привыкли считать, что для таких городов существовали кварталы, где проживали компактно те или иные группы населения, разделяясь по религиозному признаку: например, в одном квартале — мусульмане, в другом — христиане, в третьем — еще кто-то. Раскопки в Болгаре оставляют впечатление, что в этом периоде времени такого разделения не было, и население жило смешанно, «чересполосно». Лишь позже произошло такое разделение, и христианское население было переселено на окраины города», — объясняет Бадеев.

Завоевать огромные территории монголам помогло не только военное искусство их полководцев, но и неприхотливость и выносливость местных лошадей. Как полагают исследователи, кочевники монгольских степей сели на лошадей около трех тысячелетий назад, после окончания большой засухи.

Екатерина Русакова
Источник

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s